[Иоанн де Плано Карпини; лат. Ioannes (Iohannes) de Plano Carpini; итал. Giovanni da Pian del Carpine] (80-е или 90-е гг. XII в., Пьян-дель-Карпине (ныне Маджоне, в окрестностях г. Перуджа, Италия) - кон. июля или нач. авг. 1252, г. Антивари (ныне Бар, Черногория)), католич. архиеп. Антивари (1248-1252), францисканец, проповедник. В 1221 г. участвовал в герм. миссии францисканцев во главе с Цезарием Шпайерским. В 1223 г. стал кустодом (настоятелем адм. округа ордена францисканцев) Саксонии. В 1224 г. на капитуле ордена в г. Вюрцбурге освобожден от этой должности и переведен в Кёльн. В 1228 г. генерал ордена Иоанн Паренский, лично знавший П. К., поставил его провинциалом Тевтонской пров. ордена. В 1230-1232 гг. провинциал ордена в Испании, в 1232-1239 гг.- в Саксонии. Сыграл важную роль в распространении влияния ордена на Восток (Польша, Чехия, Венгрия и проч.).
5 марта 1245 г. в Лионе папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) подписал буллу к «царю и народу тартарскому» (монголам), доставить к-рую было поручено П. К., получившему в связи с этим широкие полномочия нунция (в письме от 23 янв. 1248, адресованном Новгородскому кн. св. Александру Ярославичу Невскому, Иннокентий IV назвал П. К. «протонотарием нашим, отправленным к народу тартарскому»). П. К. должен был доехать до ближайшего монг. войска, для этого был выбран путь через Вост. Европу. По пути в Польшу к миссии, возглавлявшейся П. К., присоединился Бенедикт Поляк, владевший древнерус. языком; он занимался сбором сведений в рус. княжествах и на рус. землях.
Во Владимире (Волынском) П. К. провел переговоры с кн. Василием (Василько) Романовичем о возможности церковной унии. Затем миссия проехала через Киев (описывая город, П. К. упом. о встрече с купцами из Генуи, Венеции, Пизы и Акки (Акры)). В сер. марта 1246 г. в низовьях Дона состоялась встреча П. К. с галицко-волынским кн. Даниилом Романовичем, после которой князь принял решение о заключении унии с католич. Церковью (ответом на обращение Даниила Романовича стала серия «русских» булл папы Иннокентия IV от 3 мая 1246). После приема в апр. у Батыя П. К. отправился в столицу Монгольской империи г. Каракорум, где в это время готовились к интронизации вел. хана Гуюка, назначенной на кон. июля 1246 г. Папская миссия прибыла в Монголию 22 июля и провела переговоры с вел. ханом Гуюком (в 1920 в Ватиканском архиве обнаружено ответное письмо Гуюка). В Каракоруме П. К. встретился с вел. кн. Владимирским блгв. Ярославом (Феодором) Всеволодовичем. Согласно сведениям П. К., князь был отравлен при ханском дворе и вскоре умер на обратном пути на Русь. По сведениям францисканца Адама де Салимбене, П. К. привез в подарок папе от вел. хана Гуюка загадочную деревянную чашу. На ее дне имелось изображение «прекраснейшей царицы», к-рое «было не рукотворным, то есть написанным трудом художника, а запечатленным там под воздействием положения звезд» (Салимбене А., де. Хроника. М., 2004. С. 225).
По возвращении в Лион П. К. в 1248 г. был отправлен папским легатом ко двору франц. кор. Людовика IX Святого. В том же году папа Римский назначил П. К. архиепископом Антивари. П. К. вступил в конфликт с архиепископом Рагузы (Дубровника) Иоанном III Венецианцем, продолжавшийся до смерти последнего в июле 1252 г.
По итогам миссии в Монгольскую империю П. К. написал «Книгу о Тартарах» (Liber Tartarorum, 1247; 1-й перевод изд. в России в 1795). Донесение о монголах отличается обилием точных сведений и множеством важных подробностей. Это стало возможным благодаря тому, что с папским нунцием делились информацией осведомленные люди, европейцы, сделавшие карьеру на службе у монг. ханов. П. К. описал географическое положение, климат и историю создания Монгольской империи; быт, верования, обычаи, военную тактику и стратегию монголов. Донесение П. К.- единственный исторический источник, в к-ром изложен разд. Ясы Чингисхана, связанный с предписаниями имперского культа Вечного Неба. Текст книги П. К. не содержит личных и эмоциональных оценок увиденного в отличие от отчета доминиканской миссии во главе с Асцелином, находившейся в это время в монг. лагере на территории М. Армении (в частности, доминиканцы отказались преклонить колена перед монг. нойоном и устроили диспут на тему, кто значимее - папа Римский или вел. хан). В книге П. К. содержится самая ранняя версия гибели Черниговского и Киевского кн. мч. Михаила Всеволодовича в Орде (1246), изложенная послом погибшего князя. Согласно этой версии, Михаил Всеволодович, придя к Батыю, должен был поклониться на юг изображению Чингисхана, однако князь отказался кланяться статуе. Пересказав эту историю, П. К. отметил ее исключительный характер. Сам П. К. преклонил колена перед изображением Чингисхана, поскольку, как ему объяснили придворные Батыя, этот жест носил дипломатический, а не религ. характер. Как пояснил П. К., монголы никого не принуждали оставлять свою веру, а только требовали повиноваться их приказам, в случае неповиновения принуждали к подчинению, прибегали к насилию или убивали.
Рукописи «Книги о Тартарах» XIII в. хранятся в Париже, Кембридже и Турине. К нач. XXI в. труд П. К. переведен более чем на 25 языков.